Газета «Здоровье ребенка в ваших руках».
Выпуск №5. Тема: «Оздоравливающие игры для частоболеющих детей»
Роль движений в развитии и здоровье человека велика. Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с болезнью.
Ребенка не всегда можно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.
Поэтому данные представленные адаптированные игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, соответствуют не только потребностям растущего организма, но и являются мощнейшим терапевтическим фактором: радость, эмоциональный подъем, увеличение совместного общения с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.
Игры подобраны по виду заболевания, по возрасту. Есть игры простые и сложные по выполнению, но их можно чередовать. К каждой игре есть пояснение, на что во время проведения необходимо обращать внимание, чтобы достичь быстрого, максимального эффекта.
В результате использования лечебных игр, мы не только оздоравливаем детей, но способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости, меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Есть игры простые и сложные по выполнению, но их можно чередовать.
Общие рекомендации по проведению игр:
Во время болезни стоит выбирать игры, не вызывающие большой психологической нагрузки (дети увеличивая темп выполнения, могут вызвать перегрузку организма). Лучше всего обращать внимание на точность выполнения и соблюдение правил игры.
Игры следует подбирать и сочетать таким образом: чтобы они не вызывали утомления, оказывали разностороннее воздействие на ребенка и обязательно делать перерыв на отдых с музыкальными заставками, пением.
Игры проводить в течение 3-4 месяцев 2-3 раза в день с учетом психологической нагрузки: т.е. вначале игры с меньшей нагрузкой, а затем – с большей нагрузкой , и опять закончить игрой с меньшей нагрузкой.
Для концентрации внимания у ребенка – убрать все предметы и игрушки, которые могут отвлечь.
Взрослый (мама, папа) или тот, кто играет с ребенком обязательно, принимает участие. Голос при этом должен быть заинтересованным или даже интригующим.
Перед игрой, в самом начале, обязательно проветрить комнату, очистить нос от слизи, что поможет осуществлять правильное носовое дыхание.
Дети могут часто забывать правила – это неизбежно и нормально, поэтому: пред началом игры нужно в понятной форме разъяснить, напомнить правила, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения задания.
Если вы увидели, что задание для ребенка оказалось сложным, то можете внести изменения в ход самой игры или использовать игру менее сложную.
Если вы один и вам сложно проводить занятия в течении 3-4 месяцев, то можете договориться с другими родителями и делать это по очереди, командой (3-4 участника).
Время занятий, игр от 5 минут до 15 минут.
Критерии усталости организма у ребенка во время игры:
Выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, ссорится с другими участниками), или, наоборот, через чур вялый, отвлекается.
Движения выполняет нечетко, неуверенно, появляются лишние движения.
Кожа сильно покраснела или побледнела, небольшая синющность под глазами.
Ребенок сильно потеет, особенно лицо
Пульс и дыхание учащены.
Чтобы снизить нагрузку, снять психоэмоциональное напряжение вам следует:
— уменьшить время занятий;
— уменьшить количество повторений одной и той же игры;
— упростить сюжет игры;
— изменить исходное положение во время игры (лежа или сидя);
— чаще включать паузы отдыха и дыхательные упражнения
— снизить требовательность к точности и координации движений;
— голос сделать более мягким, повествовательным, а не командным;
— использовать негромкую, мелодичную музыку.
Игры для часто болеющих детей (в домашних условиях)
1.«Пастушок дудит в рожок».
Попросить ребенка как можно громче подуть в дудочку, рожок, чтобы созвать всех коров. При этом взрослый показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок или дудочку. Побеждает тот, кто продудит громче всех.
2. «Король ветров».
Рассказ ведущего «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнования: какой ветер дует сильнее всех». Дети парами дуют на вертушку (чья вертушка крутится дольше, тот и победил) или на подвешенные воздушные шары (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается 3 попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть. Из каждой пары отбирается лучший и они соревнуются между собой. Победителю присваивают титул «Король ветров» и усаживают «трон» (стул).
3. «Бульканье»
Перед каждым стоит на столике бутылочки с водой и соломинкой.Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в соломинку, чтобы получилось долгое бульканье. Все сначала пробуют сделать тоже самое. По команде все начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось пробулькать дольше, получает жетон.
4.«Совушка — сова».
Сидя на стульчике, ребенок на сигналы взрослого поворачивает голову: «День»- вправо и влево, а «Ночь»-смотря вперед, машут руками-«крыльями» опуская медленно вниз, протяжно, без напряжения произнося «у…у…ф-ф-ф».
5.«Шарик лопнул»
Взрослый предлагает детям «надуть шарик».Дети должны надуть воображаемый шарик через рот «ффф..» медленно соединяя ладони под шариком.
По сигналу взрослого шарик лопается – дети хлопают в ладоши
6.«Запасливые хомячки»
Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно.
Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с «кочек».
7.«Чей шарик дальше?»
Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше
8.«Перышки»
Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на 2 команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. По сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее
9.«Самолетик-самолет»
Самолетик-самолет
Отправляется в полет,
(ребенок разводит руки в стороны ладонями вверх)
Жу, жу, жу,
Жу, жу, жу,
(делает поворот вправо
и выдох «жжж»)
Постою и отдохну
(встает прямо, опустив руки, — пауза)
Я налево полечу,
(поднимает голову — вдох)
Жу, жу, жу,
Жу, жу, жу,
(делает поворот влево
и выдох «жжж»)
Постою и отдохну
(встает прямо и опускает руки — пауза)
10.«Мышка и Мишка»
Ведущий показывает движения и произносит слова:
У Мишки дом огромный
(выпрямится, встать на носки, поднять руки вверх, подтянуться, посмотреть на руки – вдох)
У мышки – очень маленький
(присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «шшш»)
Мышка ходит в гости к Мишке,
Он же к ней не попадает.
(надо ходить по залу)
Стишок с движениями повторяется 4-6 раз. Ведущему следует внимательно следить за четкостью и координацией движений.
11. «Ветер»
Ведущий предлагает поиграть в «ветер».Читает стихи и делает в ритм их движения:
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу:
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу — налево посвищу
(повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и надуть)
Могу подуть направо,
(голова прямо — вдох, голова направо — выдох, губы трубочкой)
Могу подуть вверх — в облака
(голова прямо — вдох через нос, опустить голову, подбородком касаясь груди, — спокойный глубокий выдох через рот)
А пока — я тучи разгоню.
(круговые движения руками)
12.«Поезд с арбузами»
Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросается мячик кому-нибудь из детей. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. Иногда мяч возвращается к первому, он кидает его ведущему – это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» — поезд движется, и ребята делают круговые движения руками. Через 2—3 минуты останавливаются. Дети говорят «шшш» — поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке.
13.«Куры»
Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки-«крылья», опустив голову. Произносит «так, так, так», одновременно похлопывая себя по коленям, – выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3-5 раз.
14.«Косари»
Ведущий предлагает ребенку покосить траву. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Ведущий читает стихи и «косит», а ребенок со звуком «зу» переводит руки махом в сторону (влево выдох, затем вперед, вправо — вдох):
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Затем ведущий и ребенок встряхивают руки в расслабленном состоянии и повторяют игру 3—4 раза