Лось очень крупное животное. У него высокие ноги. Большие рога на тяжелой голове. Лось живет в лесах, встречается около болот и рек. Летом в жару он забирается в густой кустарник, любит залезть по шею в воду. Зимой лосям трудно, они перебираются в малоснежные места. Причем первыми идут лоси с лосятами, а следом взрослые особи. В голодное зимнее время лоси выходят к людям в поисках еды.
Весной рождаются маленькие лосята. Мать прячет детей в укромном месте, но уже на 6-7 день они ходят за лосихой. Из-за длинных ног лосята не могут достать траву и встают на колени, чтобы прокормиться. Рога появляются через год. Лоси живут у нас в заповедниках и лосефермах. Маленькие лосята быстро приручаются, если их кормить молоком из бутылочки с соской. Лосей запрягают в сани или ездят на них в седле.
Волк. Волк очень похож на собаку. У него грубая, густая шерсть. Большая голова с широким лбом и толстая шея, которая малоподвижна. Зубы у волка острые. Острое зрение помогает видеть в темноте, хороший слух — издалека выслеживать жертву. Волкпитается в основном мясом и в поисках пищи может очень долго бегать вместе со своим многочисленным семейством- волчицей и подросшими волчатами. Зимой пищу найти трудно, и волк часто остается голодным. Загадайте детям загадки про волка:
Кто зимой холодной бродит злой, голодный?
Все клыками щелк. Кто же это? ( Волк)
Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, где-нибудь в глухом овраге. Маленького волчонка можно приручит, но полностью доверять ему нельзя. Могут проявиться качества хищника.
Медведь.
Первой любимой игрушкой многих детей бывает плюшевый мишка. И поэтому им очень интересно посмотреть на настоящего, живого медведя. Детей поражает громадное, неуклюжее тело медведя, покрытое бурым мехом, как теплой шубой. У медведя маленькие глазки и слабое зрение. Ноги при ходьбе он ставит внутрь пальцами и наружу пятками, поэтому медведя называют косолапым. Лапы у него сильные с голыми ступнями, как и у белого медведя. В народе медведя называют, босоногий мужик. Благодаря голым подошвам, медведь очень тихо подкрадывается, даже веткой не хрустнет. Питается медведь грибами, ягодами, орехами. Но особенно он любит, забравшись в улей, полакомиться медом. Медведь разоряет муравейники, съедая муравьев. Иногда медведи питаются рыбой. Часами медведь может сидеть с поднятой лапой и ждать, когда подплывет крупная рыба, затем ловко бьет ее лапой и подбирает. Осенью медведь усиленно питается, нагуливает жир, и ложиться спать на долгую зиму в берлогу.
Загадайте детям загадки про медведя:
Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?
Косолапые ноги, зиму спит в берлоге. Догадайся, ответь, кто же это?
Родителям рекомендуется:
— Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей нашего края – зайца, белки, волка, лисы и т.д. Отметить их внешние признаки.
— Рассказать о том, где они живут, чем питаются, закрепить в словарном запасе ребенка названия их детенышей.
— В качестве экскурсии посетить зоопарк.
— Поиграть с ребенком в следующие дидактические игры:
1. Отгадать загадки:
— Я, сознаюсь, виновата:
Я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком (Лиса).
— Под соснами, под елками
Живет клубок с иголками (Еж).
— Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-скок (Белка).
— Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (Волк).
— Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает (Медведь).
2. Игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).
Вариант первый:
— Бурый, косолапый, неуклюжий-…
— Серый, зубастый, страшный-…
— Хитрая, пушистая, рыжая-…
— Маленький, длинноухий, пугливый-…
Вариант второй:
— Серый-…, косолапый-…, хитрая-…, колючий-… и т.д.
3. Игра «У кого – кто?» (упражнение в словообразовании).