«ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ»

Важным условием решения задач физического воспитания детей является согласованность воспитательных воздействий семьи и детского сада. 

Многие родители проявляют интерес к организации жизни детей в детских садах, к разным сторонам педагогического процесса. Однако физическому воспитанию детей в семье уделяется еще недостаточное внимание. Но не все родители понимают значение двигательного режима дошкольника, достаточного и хорошо организованного пребывания его на свежем воздухе.

В любое время года дети должны находиться на воздухе. Продолжительность зимней прогулки должна быть не менее 3-4 часов.

Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она насыщена разнообразной, увлекательной деятельностью, в том числе необходимыми движениями. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к инфекционным и простудным заболеваниям. Движения благотворно воздействуют на функции всего организма ребенка, предохраняют его от охлаждения. Во время энергичного движения увеличивается потребность организма в кислороде, усиливается дыхание, кровообращение, совершенствуются его физиологические возможности. Выполняя разнообразные физические упражнения, участвуя в играх, дети обогащаются новыми представлениями, понятиями, у них развивается мышление и память, ориентировка в пространстве. Движения необходимы для растущего организма ребенка, их ограничение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах. Недостаток движений вызывает у детей задержку роста, умственного и физического развития.

Двигательный режим в детском саду складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий (утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, подвижные игры, спортивные игры и развлечения). В детском саду проводятся разнообразные занятия по развитию движений. На прогулке детям предоставляются большие возможности для закрепления двигательного опыта, для удовлетворения потребности в движениях. Однако на прогулке не все дети одинаково активны и не всегда они могут самостоятельно выбрать игры, спортивные упражнения и т.д. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в помощи и внимании взрослого.

Организуя двигательную деятельность на прогулке, необходимо обеспечивать необходимый ее объем в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями детей, учитывать уровень развития основных движений. Прогулка на детской площадке, во дворе, в парке позволяет широко использовать разнообразные средства для всестороннего развития ребенка. Нужно использовать естественные препятствия для развития основных движений, например: предложить детям трех лет перешагнуть через маленький ручеек, а детям старшего возраста перепрыгнуть через него или перейти по бревну или доске, пройти по узкой дорожке, подняться на горку и сбежать с нее.

Теплое время года наиболее благоприятно для развития движений. В это время хорошо совершать прогулки с детьми в лес, в поле, к реке, к озеру. При развитии движений ходьбы и бега рекомендуется использовать разнообразные упражнения (ходьба, высоко поднимая ноги при перешагивании через траву, ходьба и бег между деревьями со сменой направления, по рыхлому песку, ходьба по бревну прямо или боком). Во время этих упражнений нужно следить за правильной осанкой детей.

В естественных условиях можно использовать упражнения в лазаньи, например: подлезть под низко наклоненными ветками дерева, не касаясь земли руками, вползти на горку, опираясь на колени и помогая руками; перелезть через бревно, заборчик.

В лесу дети могут прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, перепрыгивать через небольшой ручеек или канавку, спрыгивать с невысоких пеньков, поваленных деревьев.

Для совершенствования навыков метания можно предложить детям бросать предметы на дальность и в цель, используя для этого шишки, камешки, палочки. Их можно бросать правой и левой рукой, стараясь попасть в указанное дерево. Дети любят бросать камешки в воду как можно дальше.

Развитие основных движений на прогулке не менее эффективно и зимой. Для различных упражнений используют снежные валы, расчищенные дорожки, снег. Дети любят упражняться в метании: метать снежки в цель (дерево, сугроб), вдаль («Кинь дальше, чем я»). С большим интересом они выполняют упражнение «Следопыт», когда ребенок идет по следу взрослого, при этом сохраняя равновесие. Хорошее упражнение на равновесие – скольжение по ледяным дорожкам. Родители также могут придумывать свои задания.

Большие возможности для совершенствования движений заложены в играх. Они должны быть обязательным компонентом прогулки. Подвижные игры вносят много веселья и радости и оказывают большое влияние на физическое и умственное развитие ребенка.

Для организации игровой деятельности дошкольников родители должны позаботиться об игрушках, разнообразных пособиях, способствующих развитию различных движений. Так, детям 3-4 лет необходимы тележки, каталки, машины, шары, мячи (d – 13-20 см), обручи, кегли, вожжи, трехколесные велосипеды. Детям 5-6 лет нужны скакалки, бабки, городки, кольцебросы, серсо, мячи (d – 6-8 см и 10-12 см), бадминтон, малый теннис.

Зимой детям нужны санки, лопатки, лыжи, коньки. Необходимо научить ребят правильно пользоваться пособиями и игрушками, желательно выполнять вместе с ними разнообразные движения.

Взрослым следует выбирать игры, которые были бы интересны, доступны и полезны ребенку. Двигательный опыт детей различен, поэтому при организации игровой и двигательной деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка.

Следует подбирать игры с разным набором движений (бег, прыжки, лазанье, метание и др.), развивая при этом смелость, ловкость и решительность ребят. Особое внимание следует обращать на движения, которые у ребенка развиты слабо.

Подвижные игры для малышей должны включать самые простые движения – ходьбу, бег, подпрыгивание, бросание и ловлю мяча. Дети 3-4 лет могут ходить и бегать в указанном направлении, изменять направление просьбе взрослого, ходить по ограниченной площади опоры, подпрыгивать, энергично отталкиваясь от пола.

Важно предварительно познакомить ребенка с содержанием и правилами игры. Объяснения желательно сочетать с показом движений: как правильно бежать, прыгать, бросать. В играх с мячом показать, как нужно ловить мяч, ладонями рук, не прижимая его к груди.

Обучая детей прыжками, надо следить за тем, чтобы они мягко приземлялись на полусогнутые ноги. С маленькими детьми (3-4 лет) проводят подвижные игры, в которых участвуют хорошо знакомые детям образы: кот, зайчик, птички и др. Движения в играх простые.

На прогулке следует отводить время разнообразным спортивным развлечениям. К летним спортивным развлечениям относятся езда на велосипеде, самокате, игры с мячом, скакалками, плавание. К зимним – ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на коньках, санках. Правильно организованные развлечения укрепляют здоровье ребенка, закаляют его организм, развивают двигательный аппарат.

Ребенку 3-4 лет доставляет большое удовольствие, когда взрослые, взяв его с двух сторон за руки, прокатывают по ледяной дорожке. Дети старшего возраста скользят по ледяным дорожкам самостоятельно. Родители вместе с детьми могут подготовить специальную дорожку шириной примерно 1 м и длиной до 6-10 м. дорожку расчищают от снега, заливают водой. Ее можно сделать и по скату снежной горки с небольшим наклоном. Дети разбегаются по снегу, а затем скользят по ледяной дорожке стоя или присев. В момент скольжения можно предложить детям присесть и снова выпрямиться, проскользить бегом, на одной ноге.

Для катания с горок детям дают фанеру или дощечку. Снежную горку могут сделать родители. Малыши любят кататься на санках. Детям 3-4 лет можно предложить возить санки за веревочку, катать кукол, перевозить комки снега.

Увлекательным видом зимних спортивных развлечений является ходьба на лыжах. 

Особое внимание надо уделять подбору лыж для дошкольников. Лыжи подбираются соответственно росту ребенка. Ходить на лыжах лучше всего в специальных ботинках. Лыжные палки будут нужны лишь тогда, когда дети научатся хорошо ходить на лыжах без палок. Палки надо выбирать легкие, высотой до плеч ребенка. С самого начала обучения ходьбе на лыжах надо показать детям, как нести лыжи и как надевать их, протирать, складывать и убирать на место. В первую очередь необходимо стремиться к тому, чтобы ребята научились скользить по лыжне, чередуя ноги. Туловище при этом должно быть слегка наклонено вперед, ноги чуть согнуты в коленях, а руки совершают свободные взмахи вперед-назад. 

Прогулка не должна быть однообразной. Нужно, чтобы родители помогали ребятам правильно чередовать различные виды деятельности. После игр с высокой активностью нужно предложить детям заняться более спокойной игрой. Пассивных и малоподвижных детей следует побуждать к активным действиям, придумывать для них разнообразные игровые задания, чаще привлекать к участию в играх и спортивных упражнениях.

16 февраля, 2023 by