Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании.
Для детей дошкольного возраста важное значение имеет экологическое воспитание. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности, это является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.
В дошкольном учреждении воспитанников знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения.
В процессе ухода за растениями дети получают представление о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая растения, находить сходство и различие между ними, помогает замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
В процессе систематического ухода за растениями воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит заботиться о растениях, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.
Планируя работу, мы должны учитывать конкретные условия:
— уровень знаний и умений детей своей группы,
— особенности природного окружения.
Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.
Во-первых, постоянное присутствие растений позволяет формировать у детей чувство их необходимости.
Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных.
В-третьих, привлечение детей к уходу за растениями уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения и любовь к природе.
В-четвертых, красивые и здоровые растения влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.