Консультация для родителей на тему:
«Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
Дошкольный возраст – это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Одной из важнейших задач нашей работы является охрана и укрепление здоровья детей. В этой связи актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них экологической грамотности.
Экологическое образование и физическая культура имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение основных задач. Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительные части. Основными средствами физкультурно-экологических занятий являются движения в ходьбе, беге, прыжках, перелезании, метании.
Примеры экологического воспитания детей во время физкультурного занятия:
- Упражнения дыхательной гимнастики («Листья шуршат, «Сдуй снежинку с ладошки, «Подуй на облака», «Ветер дерево качает», «Потянись к солнышку т.д.)
- Общеразвивающие упражнения («Поймай снежинку», «Спрятались от дождика, «По грибы» и т.п.)
- Подвижные игры: («Хитрая лиса», «Перелёт птиц, «Два Мороза», «Совушка-сова», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Лягушки и болото», «Зайцы и волк»). При проведении таких игр у детей формируются, навыки экологической культуры и они понимают, что являются частичкой природы, которую надо беречь.
- Эстафеты («Сбор урожая», «Ручеёк», «Уборка мусора», «Покорми белочку»)
- Основные виды движений («Перепрыгни ручеёк», «Пройди по мостику», «Проползи по бревну как медведь», «Пролезь под корягой».
Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников в физкультурно-оздоровительной работе являются обычные физкультурные занятия на воздухе. Особенно летом. Они расширяют знания детей о природных и погодных условиях, помогают установить причинные связи, что в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи. На участке д/с можно устроить ходьбу между деревьями змейкой, метание шишек вдаль, прыжки, доставая ветку дерева. В процессе таких занятий обязательно обращается внимание детей на поведение в лесу: беречь деревья и цветы; не бросать мусор;
Экологическое воспитание — направление в дошкольной педагогике. Сейчас разрабатываются различные методики физкультурно-оздоровительной работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решала бы задачи оздоровления детей у них и их родителей экологической грамотности.
Главное в воспитании экологической культуры дошкольников это взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской деятельности. Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет результат.