Консультация для родителей «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников»

Консультация для родителей

«Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников»

В основе словесного творчества детей лежит процесс осмысление и переработки представлений, основанных на реальной действительности, а также создания на этой основе новых образов, действий, ситуаций.

Основную роль в развитие словесного творчества дошкольников играет постоянное обогащение опыта детей с помощью новых впечатлений из жизни, экскурсий, наблюдения за явлениями живой и неживой природы, трудом взрослого, рассматривание картин и различных иллюстраций, чтения художественной литературы и знакомства со многими видами устного народного творчества. Это способствует зарождению художественных образов в творчестве дошкольника.

Обогащение и активизация словаря также оказывает влияние развитие словесного творчества детей.

Когда ребенок обладает достаточным опытом и знаниями начинается процесс детского творчества: возникает замысел и начинается поиск художественных средств.

Составление развернутого высказывания, основанного на индивидуальных творческих способностях ребенка, его приобретенных знаниях и опыте, является основным и наиболее частым результатом словесного творчества ребенка. В процессе обучения детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные представления о структуре текста (начало, середина, конец) и знаний о способах связи между предложениями (цепочная, параллельная и лучевая) и различных типах высказывания для передачи информации (описание, повествование, рассуждение).

Условно можно выделить несколько видов творческих рассказов детей: рассказы реалистического характера, сказки, описания природы, сочинение рассказов по аналогии с литературными образцами (изменение сюжета с заменой героя или изменение героев с сохранением сюжета).

Такие формы работы, как беседа, оценка собственного и чужого текста, составление плана и рассказывания по нему, различные упражнения помогают педагогу обучать дошкольника составлению текстов разных типов. В рамках работы по обучению составления текстов – описания дошкольника учат описанию игрушек, предметных или сюжетных картинок, явлений природы, людей, животных. При обучении составлению текстов – повествование дошкольник учится составлять реалистические рассказы, сказочные истории, рассказ по картинке или по серии сюжетных картин.

С помощью обучения составления рассказов – рассуждений у дошкольника формируется умение логически мыслить, делать выводы, рассуждать, объяснять, доказывать и обобщать высказанное.

Дошкольник старшего возраста уже может самостоятельно придумывать различные творческие рассказы с продолжением или завершением рассказа педагога или произведения художественной литературы. Педагогу необходимо учитывать, что для развития словесного творчества дошкольнику подготовительной группы подбирать такое начало рассказа, которое бы давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях, предоставляя простор для воображения детей.

 В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются так, как воспитанник подготовительной к школе группы должен научиться выстраивать сюжетную линию связно и логично, использовать различные средства связи, осознавать структурную организацию текста.

В подготовительной к школе группе детям предлагается составить рассказ по картинке или пересказать художественный текст без помощи воспитателя, а также составить рассказ о событиях из своей жизни, по наблюдениям, о своей деятельности, на определенную тему и придумать название рассказа (Например, «Моя любимая игрушка»«Моя семья» и т. п.).

Опираясь на полученные знания, дошкольник имеет возможность самостоятельно создавать тексты различных типов, основываясь на своих творческих способностях и анализе структуры художественных текста. Например, при обучении составлению текстов – повествование необходимо учитывать четкую схему – начало (завязка, середина (кульминация, конец (развязка, изменение которой может нарушить структуру последовательности изложения событий.

Темы для составления рассказа могут быть конкретными в рамках определенной лексической темы (например, «Как Баба Яга украла звезду с елки»«Профессия моего папы/мамы» и т. д.). Когда дошкольники научатся составлять текст с определенным содержанием, можно усложнить задачу, предложив рассказывание на отвлеченную тему. Например, в рамках экологического воспитания дошкольник методом эксперимента и наблюдения за свойствами воды получает новые знания, которые он в дальнейшем может применить в таком виде словесного творчества, как экологическая сказка, которая бы отражала его приобретенный опыт и знания, а также основывалась на его воображении, фантазии и творчестве. При этом ребенок должен соблюдать четкую схему построения текста, основываясь на опыте чтения и изучения произведений художественной литературы, чтобы не нарушить последовательность изложения событий.

Кроме того,  дошкольник может подбирать различные художественные средства и способы организации своего творческого произведения. Например, используя зачины (например, «однажды»«как-то раз») и указания места и/или время события, действия (например, «это произошло в четверг»«вчера вечером…»).

Для того чтобы обратить внимание детей на структуру и форму произведения необходимо рассказывать и читать детям небольшие рассказы и сказки, обращая внимание на интересный факт для поддержания интереса ребенка к процессу чтения. Русская народная сказка оказывает значительное влияние на развитие словесного творчества детей.

Одним из видов словесного творчества являются описания — миниатюры. Например, после беседы об осени и лексических упражнений дошкольникам предлагается рассказать о природе осенью. Можно использовать такой вид лексического упражнения, как подбор слов. Например, Как можно сказать об осени, какая осень? (осень — багряна, золотая осень, холодная, дождливая, Какая трава осенью? (сухая, пожелтевшая, травушка – муравушка, Какими могут быть деревья осенью? (засыпающими, без листьев, золотистыми, разноцветными).

Дидактические игры и упражнения также благоприятно влияют на развитие словесного творчества детей так, как с помощью описания игрушек и предметов, составления небольшого рассказа по образцу, пополняется словарный запас и развивается связная речь. Например, для пополнения словарного запаса дошкольника такие дидактические игры как «Чудесный мешочек», «Узнай, о ком (о чем) я думаю», «Что в корзинке?»«Кто лишний и почему?»«Кто расскажет подробнее?», «Кто заметит больше (качеств, деталей) и т. д. [2, с. 6] Составление различных нелепец (например, «Чего на свете не бывает?» — «Рыбы летают, мыши охотятся на кошек») положительно влияет на активизацию словаряразвитие воображения, способность шутить и смеяться.

Завершающим этапом словесного творчества детей является эстетическое удовольствие детей от готового произведения, которое ребенок стремится завершить, интересуясь его качеством.

Игры на развитие словесного творчества

  1. Лото «Путешествие по русским народным сказкам»

(для детей от трёх лет)

Цель: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное внимание.

Оборудование: 6  больших листов  лото с изображением 6 персонажей сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.

Содержание: Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей.

Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает  изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.

  • «Расскажем сказку вместе»

(для детей от трёх лет)

Цель: Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально.

Оборудование: Картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.

Содержание: Ребенок последовательно выставляет на фланелеграфе эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

  • «Волшебные очки»

(для детей от пяти лет) 

 Цель: Развитие  творческих речевых умений, творческого воображения; овладение понятием времени.

Содержание: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?»… и т.д.

  • «Шкатулка со сказками»

(для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.

 Содержание:Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

  • «Волшебная труба»

(для детей от четырёх лет)

Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.

Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.

 Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например,  на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.

  • «Помоги Колобку» (1 вариант)

(для детей от четырёх лет)

Цель: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.

 Оборудование: Карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек – по карточке на каждый сюжет).

 Содержание: Ведущий напоминает ребенку сказку «Колобок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

  • «Помоги Колобку» (2 вариант)

(для детей от пяти лет)

Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.

Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).

Содержание: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

  • «Поиграем в Репку»

(для детей от пяти лет)

Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоениепоследовательности событий.

Оборудование: Кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), Содержание:Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в результате пересказывает «Репку».

Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами. Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.

  • «Старая сказка на новый лад»

(для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие связной речи, воображения, творческого мышления.

Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).

Содержание: Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.

Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»:

а) медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать?

б) медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?

Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.

Можно использовать и другие сказки.

  1. «Придумай необычное существо»

(для детей от пяти лет)

Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.

Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.

Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть малыш придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи  получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайте  фантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и пр., лишь бы при этом назывался источник.

  1. «Волшебное дерево»

(для детей от трёх лет)

Цель:  Расширение  объёма словаря и кругозора; развитие творческих речевых умений, умения отгадывать загадки.

Оборудование:  Дерево, изготовленное из картона,  с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.

Содержание: Перед игрой дети знакомятся с произведением К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие «волшебные предметы».

Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребёнок, правильно отгадавший загадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».

Усложнение (для детей от пяти лет).   Предложить детям придумать новые свойства  размещённых на «волшебном дереве» предметов: «Попробуйте придумать, каким волшебным свойством будет обладать предмет на нашем волшебном дереве».

  1. «Кто пришёл на карнавал?»

(для детей от четырёх лет)

Цель:  Расширение  объёма словаря и кругозора; развитие   образной памяти, словесного творчества.

Оборудование: Изображение новогодней ёлки  с кармашками вокруг ёлки для «сказочных персонажей»; комплект сказочных персонажей из изучаемой сказки.

Содержание:  На столе лежит комплект картинок, перевёрнутых изнаночной стороной. Игроки по очереди берут картинки, называют изображённых     персонажей  и вставляют в кармашки вокруг ёлки.

Усложнение.  После того как все герои «займут» свои места, детям предлагается придумать содержание разговора сказочных героев. «Попробуйте придумать, о чём будут разговаривать на новогоднем карнавале сказочные герои».

  1. «Волшебные предметы  из чудесного мешочка»  

(для детей от пяти лет)

Цель: Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предмета; развитие творческого мышления, словесного творчества.

Оборудование:  Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки.

Содержание:  Предварительно дети знакомятся с игрушками: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает её  и называет: «У меня чашка».  Только  после этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её, показать всем детям и рассказать о её новых волшебных качествах.

Усложнённый вариант: прежде чем достать предмет из мешочка, необходимо определить его форму (круглый, продолговатый),материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, пластмассовый, деревянный), качество поверхности (гладкий, шероховатый, холодный, скользкий).

  1. «Придумай загадку о волшебном животном»

(для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие творческого мышления, умения составлять описательные рассказы о животных;  уточнение представлений о действиях животных.

Оборудование:  Предметные картинки, фишки, опорная схема для описания животных.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Детям раздаются предметные картинки (по 4 штуки). Один игрок выбирает и «загадывает» любую картинку из четырёх. Взрослый задаёт ему вопросы о животном: «Какое животное по размеру, цвету, где живёт?» «Какая шерсть, уши, хвост?»  «Что может делать животное?»     Ребёнок, загадавший животное, отвечает: «Животное  маленькое, серое,  живёт в лесу, может прыгать.  Шерсть густая, уши длинные, хвост короткий». Вопросы задаются до тех пор, пока один из играющих не догадается, какое животное загадано. За правильную отгадку выдаётся фишка.

Средний уровень сложности. В игре используют 4 картинки. Вопросы игроку задают дети по очереди.  «Какого цвета животное?», «Какого  размера?» и т.п.  Дети играют без участия взрослого.

Высокий уровень сложности. Взрослый раздаёт более 4-хкартинок каждому участнику. Ребёнок рассказывает об особенностях загаданного животного («придумывает загадку») самостоятельно.

Усложение (для старших дошкольников).  Предложить детям придумать, какими волшебными  действиями будут обладать животные. «Попробуйте придумать, какое волшебное действие может совершать  животное».

  1. «Нелепицы»

(для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие умения различать реальность и фантазийный вымысел; уточнение представлений о предмете, явлениях природы.

Оборудование: Одинаковые чёрно-белые сюжетные картинки с изображением нелепиц (по количеству детей), цветные карандаши.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Каждому ребёнку выдаётся чёрно-белая картинка с изображением нелепиц. Дети рассматривают картинку. Взрослый предлагает детям назвать, что на картинке изображено неправильно. Затем взрослый предлагает раскрасить цветными карандашами только те изображения, которые соответствуют истине, что может быть на самом деле.

Средний уровень сложности. Дети соревнуются, кто больше увидит и назовёт нелепиц. Вариантом использования помощи взрослого является наличие опорных слов, указывающих на ошибку и правильный вариант. В соответствии с названной парой слов дети находят ошибку на картинке. По окончании выполнения задания дети раскрашивают то, что на рисунке изображено верно.

Высокий уровень сложности.  Дети выполняют задание без помощи взрослого. Указывая на нелепицы, они дают правильные варианты. После этого дети раскрашивают то, что на рисунке изображено правильно.  

  1. «Превращения»

(для детей от четырёх  лет)

Цель:  Развитие умения выделять существенные признаки предметов.

Оборудование: Калейдоскоп, предметные картинки (чашка, кепка, кувшин, бутылка, диван, стул, кресло). 

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определённых деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаём этот предмет и называем его тем или иным словом.

  1. «Как спастись от колдуна?»

(для детей от пяти лет)

Цель:  развитие связной речи, воображения, творческого мышления.

Оборудование:  набор мелких игрушек или предметных картинок 8-10 штук (можно использовать в дальнейшем заместители).

Содержание:  Взрослый рассказывает такую историю: «Жил-был колдун. Он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и несёт к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог их заколдовать и унести к себе».

После этого ребёнку предлагается объединить предметы в единый сюжет. Если ребёнок понял задание, то ему можно дать сразу набор игрушек или картинок.

Если же ребёнок испытывает  какие-либо затруднения, необходимо помочь ему. Например, взять два первых попавшихся кубика, и придумать свой рассказ: «Однажды бабочка встретила ёжика, очень удивилась и спросила его, почему ёжик не летает. Ёжик ответил, что он не умеет летать, но зато умеет сворачиваться в клубок. И предложил научить этому бабочку. С тех пор они подружились».  

  1. «Придумай историю»

(для детей от пяти  лет)

Цель:  Развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением; развитие связной речи, словесного творчества.

Содержание: Взрослый  предлагает ребёнку придумать историю (рассказ, сказку) об овощах, домашних животных, посуде, транспорте и т.д. Взрослый даёт образец истории, помогает придумать начало. Этапы развития сюжета («Как-то раз случился в деревне переполох…», «Однажды ночью игрушки ожили и …»). В данной игре ребёнок не только закрепляет понимание обобщающих  слов, но и актуализирует лексику по теме, развивает вербальное (словесное) творчество.

  1. «Бывает – не бывает» (1 вариант)

(для детей от четырёх лет)

Цель:  Развитие понятийного аспекта значения слов с обобщающим значением, уточнение их значения; развитие творческого мышления.

 Содержание: Взрослый произносит предложение, содержащее в себе верное или ложное суждение с использованием слов обобщающего значения. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Усложнение. Предложить детям самим придумать ложное или верное суждение. «Попробуйте сами придумать предложение в котором будет правда, т.е. что может быть, и ложь, т.е. чего не может быть».

Примерный  речевой материал:

  • фрукты растут на деревьях;
  • овощи растут на кустарниках;
  • из ягод варят варенье;
  • обувь согревает тело человека в холодное время года;
  • в магазине продают продукты;
  • дикие животные живут в лесу;
  • перелётные птицы весной улетают на юг;
  • мебель нужна для удобства человека;
  • одежду носят на ногах;
  • летом лужи покрыты льдом и т.п.
  • «Бывает – не бывает» (2 вариант)

(для детей от пяти лет)

Цели: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов; развитие творческих способностей.

Содержание:  Взрослый произносит предложения, заключающие в себе ошибку. Необходимо определить, какое слово в предложении используется неверно, и заменить его словом с противоположным значением.

 Примерный  речевой материал:

  • Дюймовочка выше Белоснежки, а Гулливер ниже лилипутов;
  • Птица Говорун любит громко молчать;
  • Снежная Королева любит лето, потому что летом идёт снег;
  • Винни Пух любит мёд за то, что он горький;
  • Папа Карло ниже Буратино, потому что он маленький;
  • Котёнок Гав мяукает громко, а кошка – тихо;
  • Сказка «Колобок» со счастливым концом, а сказка «Репка» — нет.
  • «Пантомима»

(для детей от пяти  лет)

Цель:  Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов, развитие общей моторики, творческих способностей.

Содержание: Взрослый называет два словосочетания, обозначающих предметы или объекты и их противоположные признаки (злой волк – добрый медведь). Необходимо средствами мимики и жестов (без слов) изобразить эти предметы (объекты), обладающие указанными противоположными признаками.

Примерный речевой материал:

  • злой волк – добрый медведь;
  • глупый лягушонок – умный кролик;
  • стремительный олень – медлительная черепаха;
  • смелый львёнок – трусливый заяц;
  • сильный тигр – слабый мышонок;
  • толстый хомяк – тонкая цапля;
  • радостный человек – печальный человек;
  • прямое дерево – кривое дерево;
  • тяжёлая сумка – лёгкая снежинка;
  • холодный лёд – горячий огонь.
  • «Исправь ошибку»

(для детей от пяти лет)

Цель:  Формирование семантических полей; закрепление представлений о сказочных персонажах.

Содержание: Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ошибочность суждения в том, что в первой части предложения указывается на один признак сравнения,  а во второй его части – на другой (внучка  маленькая, а  бабушка старенькая). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

  • внучка маленькая, а бабушка старенькая;
  • Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
  • Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
  • Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
  • Заяц серый, а петушок смелый;
  • Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
  • Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
  • У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

«Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников».

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «Веселые рифмы» 

Подберите к словам рифмы.

Свечка — … печка; трубы — … губы; ракетка — … пипетка; сапоги — пироги и т.д.

Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. Чем больше Вы будете с ребенком заниматься, тем лучше ребенок будет развиваться!

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Внешний вид. Где живет? Чем питается?

Игра «увеличение — уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы)

А вот как отвечали ваши дети:

— Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

— Хотела бы увеличить выходные.

— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (Родители приводят свои ответы)

А вот как отвечали ваши дети:

— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

— Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

— Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету, «В коробке кактус, не уколитесь».

Игра «Подбери метафору»

Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд».

Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый, как муха. Трудолюбивый, как пчела.

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы)

Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

— В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

— О чем думает ваша обувь? (Родители приводят свои ответы)

А вот как отвечали ваши дети (ответы детей).

Игра «Опиши ситуацию»

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Как мне повезло».

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.

Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.

Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.

«Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

16 декабря, 2019 by